Апокалипсис на рынке продовольственного ритейла отменяется! Сергей Илюха о коллизиях в обновленном законе о торговле, которые позволят нормально работать.

4 июля 2016 года президент Владимир Путин одобрил Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (ФЗ 704631-6). Тем самым завершился процесс правового оформления новых правил взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками. Изменения в закон о торговле были внесены Госдумой стремительно, сразу во втором и третьем чтениях. И с того момента, как в конце июня это случилось, лихорадит весь российский рынок продуктов питания. О том, как действовать в новых условиях торговым сетям и поставщикам, я уже писал в статье «Как приспособиться к поправкам в закон о торговле». В ней были даны рекомендации, основанные на информации о поправках, которую в тот момент можно было найти в аналитических статьях и сообщениях экспертов, опубликованных в интернете. Но затем, как только стала доступна окончательная редакция ФЗ 704631-6, я занялся детальной проработкой текста поправок и их правовых последствий. До прихода в бизнес я 16 лет прослужил в Вооруженных силах (майор запаса) и несколько лет проработал в военной прокуратуре. Затем лет восемь курировал юридический департамент розничной сети. Появление в 2009 году закона о торговле произошло как раз во время моей работы в ритейле. В своей первоначальной редакции он ограничил размер премии, но не запретил контрагентам заключать договоры об оказании услуг. И это после 2009 года позволило ритейлерам и поставщикам существенно не менять схему работы. Говоря образно, они переложили яйца из одной корзины в другую. И вот, представьте сегодня мое удивление. Читаю текст последних поправок и плачу! Сначала бросаются в глаза жесткие определения. Максимальная премия ограничена 5%, из базы для ее расчета исключены НДС и акциз. Уменьшен период отсрочки платежа, отсрочка исчисляется от даты поставки… Все очень жестко! А потом во мне проснулся давно дремавший юрист. И я начал искать юридические и коммерческие коллизии (в основном я коммерсант и финансист). Цитата из поправок в закон о торговле, дополняющая статью 2 пунктом 10 следующего содержания: «Услуги по продвижению товаров – услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на